Интервью с Михалем Адамовским

7/03/2014

Интервью с чешским фотографом Михалем Адамовским, опубликованное во втором выпуске журнала "Fix. Фотография в Чехии".

"...значительную роль в моем желании заниматься фотографией сыграло то, что отец работал фотографом в криминальной полиции. Он делал фотографии и видео с мест преступлений: грабежей, убийств. Фотографировал преступников. Парадокс заключается в том, что моя мать - акушерка, всю свою жизнь она принимала роды, а мой отец всю свою жизнь снимал смерть. И я где-то посередине, между отцом и матерью..."


В Праге на западном берегу Влтавы, у самой воды, стоит музей Кампа (музей современного искусства - прим. FIX). Вокруг - гигантские скульптуры младенцев с натертыми до блеска задницами и головами, смахивающими на огромные боксерские перчатки. Мимо младенцев проходят нескончаемые толпы туристов. Они фотографируются и суеверно трут их блестящие попы. Рядом стоим мы. Наблюдаем за ритуальным натиранием металлических задниц и удивляемся. Оказывается, это так же увлекательно, как смотреть на льющуюся воду или на горящий огонь. Мы почти забываем о том, что на самом деле ждем Михаля Адамовского, студента первого курса магистратуры пражской школы фотографии FAMU.

Он подходит первым: “Привет, я Михаль! Вы ребята из FIX’a? Отлично! У меня совсем мало времени, я опаздываю на тренировку, так что давайте по-быстрому, минут за 10 поговорим”. “Не вопрос, мы же профессионалы!” - отвечаем мы и включаем диктофон. Разговор затягивается на полтора часа …

Это мое первое интервью c русскими ребятами, я немного стесняюсь (смеется). Как и когда ты начал заниматься фотографией? Мне было 6 лет. Мой отец был фотографом, это - одна из причин. Потом был длинный перерыв, и я снова начал снимать, когда мне исполнилось лет 20. Чем ты занимался в этот период? Я играл на гитаре. Тогда музыка была для меня важнее. До поступления в FAMU (Факультет «Школа кино и телевидения» в Академии изящных искусств в Праге - прим. FIX), я изучал право на юридическом факультете. Во время учебы начал снимать, и потом поступил-таки в эту знаменитую школу (имеется в виду FAMU - прим. FIX). Это было просто чудо! Так что я завязал с юридической работой, но все еще интересуюсь авторским правом в фотографии. Вообще, значительную роль в моем желании заниматься фотографией сыграло то, что отец работал фотографом в криминальной полиции. Он делал фотографии и видео с мест преступлений: грабежей, убийств. Фотографировал преступников. Ты видел его работы в детстве? Ага, иногда слышал истории, иногда видел фотографии. Парадокс заключается в том, что моя мать - акушерка, всю свою жизнь она принимала роды, а мой отец всю свою жизнь снимал смерть. И я где-то посередине, между отцом и матерью. Ты не боялся ребенком смотреть на фотографии преступников и убийц? Ну, я не видел, конечно, всего, но иногда мне попадались нехорошие картинки. Мне было не по себе, но друзьям эти фотографии нравились. Благодаря отцовским снимкам я стал среди них настоящим боссом (смеется). Сейчас эти фотографии, как это ни странно, кажутся мне гораздо более опасными и странными, чем в детстве. Такой вот парадокс. Сложно было поступить в FAMU? Не знаю, мне было довольно легко. А так, многие хотят поступить в эту школу, и конкурс очень велик. Михаль Адамовский,из серии "Опера" С этой серией Михаль поступал в FAMU
Что тебе дало образование в этой школе? Довольно много, в частности технические навыки. На первых двух курсах мы плотно изучали именно технические аспекты: черно-белая фотография, большой формат, архитектура, документальная фотография. Думаю эта школа - одна из лучших в этом плане. После первых двух лет появляется гораздо больше времени на самовыражение. Еще, в школе много преподавателей, и все разные. Кто-то просто отличный, кто-то не то чтобы... У каждого свой взгляд на фотографию. Расскажи подробнее про преподавателей и особенности обучения в школе. На нашем факультете примерно 12-15 преподавателей. Каждый семестр приезжает еще кто-нибудь из другой страны, например, из США. Или какой-нибудь знаменитый фотограф из Чехии. И тут все очень индивидуально. Лично мне нравятся двое или трое. Еще иногда в школе проводят занятия действительно интересные приглашенные лекторы и может внезапно возникнуть очень мощная связь. Казалось бы, какие-то 4 часа, но ты узнаешь что-то, что не отпускает тебя весь следующий год. Есть еще один важный фактор, может быть даже более важный, чем учителя – это определенная среда. Тут все не похожи друг на друга. В FAMU очень много иностранных студентов, здесь ребята буквально со всего мира: Китай. Тайвань, Дания, Франция и т д. Вы учитесь все вместе? Какие-то занятия проходят вместе, какие-то порознь. Я бы хотел, чтобы было больше совместных занятий, мне нужно повышать уровень английского. Сейчас он оставляет желать лучшего. Месяц назад я вернулся с воркшопа в Марселе, который проводил Антуан Д’Агата из Magnum Photos. Там было много иностранцев (из России, правда, никого не припоминаю), и я понял: нужно учить английский. Что ты собираешься делать после обучения? Работать в фотографии или какой-нибудь другой области? Очень важный вопрос (смеется). Не знаю, конечно, мне хотелось бы заниматься фотографией и проводить свои выставки по всему миру (смеется). Но это не имеет ничего общего с реальностью. Мне нужно зарабатывать деньги для себя и своей семьи. Думаю, что я буду зарабатывать на юриспруденции и фотографировать “для себя”. Как думаешь, мог бы ты зарабатывать фотографией, делая коммерческие съемки? Я делаю иногда коммерческие съемки. Это довольно механический труд. Ты фотографируешь и не думаешь о “своей” фотографии. И иногда мне кажется, что нужно сделать перерыв и подумать о себе и фотографии. Коммерческая съемка и съемка “для себя”- совершенно разные вещи. Михаль Адамовский, из серии "Exhibition", 2011 Совместный проект с Катериной Заградничковой
Чего бы тебе хотелось достичь в области фотографии? (Смеется). Для меня не является конечной целью сделать выставку в какой-нибудь знаменитой галерее, в MoMA или Tate Modern, например. Но мне бы хотелось выставляться здесь. Я буду рад, если мне удастся иногда продавать свои работы здесь, в Праге. Это было бы здорово. Ты много путешествуешь? Да, в этом году я начал довольно много путешествовать. На следующей неделе собираюсь в Израиль на 10 дней, это программа студенческого обмена между FAMU и школой в Иерусалиме. Также 2 дня назад я получил стипендию в Нью-Йорке, так что теперь я поеду в Нью-Йорк. Стипендия рассчитана на 2 месяца, но я останусь там месяца на 4. Грант был посвящен авторскому праву в фотографии. Это специальный проект, который мне хотелось бы осуществить, т.к. я раньше писал о развитии авторского права в фотографии до Второй Мировой Войны. Теперь бы мне хотелось продолжить работать над этой темой с момента Второй Мировой и до наших дней, когда есть фейсбук и все такое. Ну и в Нью-Йорке я надеюсь еще что-то фотографировать. Т.е. я хочу совмещать работу по гранту и фотографию. Как ты относишься к критике своих работ? Критика повсеместна в FAMU. Думаю, это важно, Конструктивную критику я принимаю. Расскажи больше о том, как обсуждаются и критикуются работы в FAMU? Ох, это все довольно сложно (смеется). Возможно, Франо и Ира (Франо Прохаска и Ирина Захарова, интервью с ними вышли во втором выпуске «FIX.Фотография в Чехии») упоминали об этой же проблеме. Представьте себе группу из 10-и студентов и их преподавателя. Он что-то говорит, комментирует их работы. В результате, многие молодые ребята подвержены очень сильному влиянию одной субъективной точки зрения. Большинство студентов довольно мирные, они не хотят вступать в конфронтацию с преподавателями. Получается, студенты не спорят с учителями? Некоторые спорят, но большинство - нет. Мне же, наоборот, нравятся эти противостояния. Мне кажется, это очень важно. Но я не признаю чересчур эмоциональных споров, когда люди начинают кричать друг на друга или что-то в этом роде. На мой взгляд, это уже не конструктивно. Какие фотографы тебя вдохновляют? Некоторые фотографы из нашей школы. Я очень люблю так же финскую школу фотографии Taik, может быть, вы про нее слышали. Мне очень близки ощущения от работ шведских фотографов. Бывает, что я вдохновляюсь просто какими-то отдельными фотографиями. Какая фотография тебе ближе: документальная или концептуальная? Документальная, но я не совсем документалист. Я люблю держать съемку под контролем. Например, как в серии о человеке в галереях. Я думаю, в большинстве работ моего портфолио чувствуется влияние отца. Странности в жизни и странные ситуации в обществе. Например, я фотографировал голову убийцы. Это очень своеобразно. До 60-х этот человек был печально известным в Чехии маньяком. Его арестовали, и он покончил с собой. Врачи в госпитале отрезали его голову. И она до сих пор хранится законсервированная в стеклянном сосуде. Только голова. И совершенно непонятно, зачем она им понадобилась. Михаль Адамовский, из серии "H.P.", 2010 Голова серийного убийцы
Прямо Футурама... Именно, только всерьез и в Чехии. Серия про человека в галереях – это фотографии чего-то странного в замкнутом пространстве. Думаю, она непосредственно связана с моим отцом. В ней есть некоторая брутальность, и эта самая странность. Мой последний альбом с воркшопа в Марселе получился другим. Я делал снимки исключительно женщин на безмолвном острове неподалеку от города. Я сконцентрировался на женщинах, как на какой-то части моей матери. Про эти фотографии тоже можно сказать, что они “странные”. Вот эта фотография сделана днем. Небольшие световые пятна на ней - отражения очень сильного солнца от зеленых листьев. Это пленка, 35мм (Михаль показывает свои фотографии - прим. FIX). Вот эта фотография очень важна в ряду остальных. Здесь есть определенные символы, и они образуют систему, создают ритм с символами на других фотографиях. Очень интересно комбинировать снимки, как определенную историю, как рассказ. Эти птицы и найденная мной мертвая чайка, вместе они начинают работать. Мне это нравится, тут очень много пространства для воображения. Когда у тебя есть одна фотография - это хорошо, но когда их 6, то это просто невероятно. Эти работы очень сильно отличаются от моих предыдущих, но я надеюсь, что какая-то связь между ними все-таки есть. Какой была твоя фотография до поступления в FAMU? Это была больше документалистика. Думаю, то, что я тогда снимал визуально напоминает эти картинки (Михаль показывает серию “Остров” - FIX). Можно сказать, что я вернулся к этому стилю 4 года спустя. Похоже, что ты исследуешь формы, линии, природу... Мне кажется, тут много символов, которые ассоциируются с женщиной. Многие из них – эротичны. Женщина очень близка природе, рождение и смерть близки к природе. Марсель - огромный город, где очень много людей, шума и пыли. Я отправился на этот остров неподалеку и понял, что это именно то место, которое мне нужно. Я брал с собой девушку из Марселя и мы переправлялись на остров, добирались туда почти час, и были там целый день, очень много разговаривали. Очень эмоционально заряженная фотография, кажется будто ты находишься в них... Наверное, возникает такое ощущение, потому что тогда на острове я был расслаблен и все мои проблемы остались где-то далеко. Это очень хорошее место, этот маленький остров лишь с горсткой людей. Приятный звук, солнце. Было замечательно. За какое время ты сделал эту серию? Почти месяц. Каждый день я проводил время на этом острове, один или с девушкой. Михаль Адамовский,из серии "Остров",2012
Ограничение по времени на съемку тебе помогает или мешает? Мне это помогало. Но когда я вернусь из Израиля, хотел еще на недельку поехать в Марсель и продолжить работу над этим проектом. Там очень много интересных мест, и природа постоянно меняется. Я там был зимой, в феврале. Стояла теплая погода, я ходил по острову в майке, а когда вернулся в Прагу, попал в десятиградусный мороз (смеется). Что ты предпочитаешь, пленку или цифру? Пленку, средний формат и 35мм. Хотя серия про галереи была сделана на цифру. Еще у меня есть один видео-проект. Всегда очень много способов выразить свои ощущения. Как ты подходишь к съемке серий? Вначале у меня появляется какая-то идея - место, или какой-то цвет. С островом, например, все было просто, так как у меня был только остров и женщины. Я отправлялся туда и искал подходящее место. Я был ограничен пространством и временем. И это прекрасно, потому что на острове нет всех этих странных штук, которые есть в большом городе: массы людей, цветов, каких-то штуковин. Был только остров, никаких цветов и огромный камень. Иногда встречались места, где были ветки и еще какой-то цвет, кроме белого. Но иногда бывает так, что в начале у тебя есть идея, а потом когда ты уже закончил работу над проектом, вдруг понимаешь что получил нечто совершенно другое. В таких случаях ты пытаешься что-то исправить, что-то поменять? Нет, тогда вся работа превращается в хаос. Расскажи подробней про свою серию “Йога”. Это был творческий проект или коммерческая работа? Это было в самом начале моей учебы в FAMU. Своего рода изучение людей и их тел. Представьте, группа мужчин и женщин занимается йогой в течении полутора часов при температуре +42. Это очень необычно: 50 человек в крохотной комнате с зеркалами и этим пронзительным розовым цветом. Там на самом деле +42 и они сильно потеют, очень сильно. Я пару раз занимался с ними. Ты моментально становишься полностью мокрым. И самое странное, что это безумно дорого, туда приходят действительно очень богатые люди. Как мне показалось, это место для женщин и гомосексуалистов. Очень странное. Михаль Адамовский, из серии "Yoga people", 2009
Как тебе пришла идея сделать из этого серию? 3 года назад я думал, что занятие йогой - это в каком-то смысле социальная тема. И до сих пор так думаю, но добавилось еще нечто, что я связываю со своей матерью, с материнством в принципе. Место, где мокро и влажно. Такую физическую активность предпочитают в основном женщины: там было 80% женщин, 10% гомосексуалистов и 5% мужчин. Мне нравится это место и цвет такой... неправильный. В нашей школе тогда все делали фотографии в серых тонах. Это было скучно. И я решил сделать розовый! Такой, чтобы бббжжж! (Михаль жестами изображает взрыв мозга - прим. FIX) Я делал эти снимки после тренировок, когда люди уже полтора часа находились в этом помещении. Они были очень уставшими. Как ты думаешь, чем является фотография для людей? Зачем человек занимается искусством? (мы все дружно смеемся) Ну это темы для 5 часового обсуждения. Мне кажется, для многих людей это своего рода терапия, способ расслабиться, а для небольшой группы - это работа. В Чехии очень коварный арт-рынок, в котором художнику тяжело выжить. Думаю, это проблема. И вряд ли что-то улучшится. С искусством очень тяжело в Европе. Да и не только в Европе, наверное, во всем мире.

Сайт Михаля Адамовски: http://www.michaladamovsky.com/


С Михалем беседовали: Анна Прыткова, Виктор Петренко Над текстом работали: Елена Лагодина