...Наконец, Вацлав распахнул очередную дверь, и мы оказались на крыше. Вид на промышленный район Праги, офисные клерки размером с муравьев где-то внизу - разве это не настраивает на приятную беседу “о фотографии, смысле жизни и вообще”?
"Я не фотографирую здания целиком. Никогда. Вот, например, я заберусь на гору и моей единственной и уникальной целью будет снять это здание целиком. Может это и возможно, но мне совершенно не нужно. Я стараюсь сконцентрироваться на деталях, играть с формой и с тем, что за ней скрыто...".
Вацлав работает в одном из крупных чешских банков. Мы пришли к нему в офис, чтобы взять интервью. Где банки, там деньги, а где деньги, там меры безопасности.
На КПП люди с автоматами записали наши данные и выдали гостевые пропуска. Потом мы долго куда-то шли мимо зеленых лужаек и декоративных деревьев, по коридорам и лифтам, мимо сотрудников и комнат для переговоров. Наконец, Вацлав распахнул очередную дверь, и мы оказались на крыше. Вид на промышленный район Праги, офисные клерки размером с муравьев где-то внизу - разве это не настраивает на приятную беседу “о фотографии, смысле жизни и вообще”?
Как ты начал заниматься фотографией?
Интересный вопрос. Кажется, все началось в средней школе или, может, немного позже, в университете. Я начал с цифровой фотографии. Я был помешан на технике, бесконечно покупал новые и новые камеры. К качеству самих фотографий я относился на тот момент гораздо проще. Два года безостановочных растрат на фототехнику так ни во что и не вылились. И я просто сказал себе “СТОП” и купил одну средне-форматную Мамийю. На нее я и сделал свои первые снимки архитектуры и заброшенных мест: церквей на границе Чехии, еврейских кладбищ и т. д. Позже я купил Хассельблад. Я по-прежнему уделяю много внимания технике, но теперь я снимаю исключительно на пленку.
На данный момент ты совмещаешь основную работу и фотографию. Это ведь две совершенно разные вещи...
Я снимаю для себя, иногда для моих друзей, но не для продажи или чего-то такого. Тут, я думаю, речь идет о балансе. С одной стороны - моя работа: я работаю в крупной компании в Праге. Это конечно очень здорово, когда ты получаешь зарплату или видишь выписку с банковского счета. Но с другой стороны - ты все еще ищешь нечто такое, чего не находишь в работе. Мне бы не хотелось говорить о бегстве или о чем-то подобном, скорее о том, как сохранить баланс между рабочей жизнью и частной.
Какое у тебя образование?
Я получил IT-образование в Пражском Экономическом Университете. Скажем так, мое образование - сочетание экономического и IT. Я учился на кафедре системного анализа. Сейчас я работаю по специальности, занимаюсь аналитикой проблем в технических требованиях, разработкой технической документации.
Тебе бы хотелось получить фотографическое образование?
Возможно, если бы я был моложе. Сейчас мне 31, и это проблема. Есть различные фотошколы, не в Праге, а скажем в Острове (город на границе с Польшей), где можно получить образование удаленно. Но я не думаю, что это хорошая идея: видеть своего преподавателя дважды в месяц. Мне кажется, этого мало. Если бы я мог вернуться в детство, я бы, наверно, пошел учиться архитектуре.
Представь ситуацию, когда ты увольняешься с работы и занимаешься исключительно фотографией. Что скажешь?
Конечно, это возможно, но в таком случае я точно сдохну с голода. Если хочешь быть профессионалом, у тебя должно быть очень много связей, и ты должен уметь себя “продать”. Мне не хотелось бы становится таким человеком.
Как ты относишься к критике своих работ?
Я стараюсь обращать внимание на проблемы в своих работах. Но образование в сфере фотографии есть только у одного моего приятеля. С ним я многое могу обсудить, в том числе поразмышлять о сути фотографии. Большинство же моих друзей просто делают обычные снимки, в поездках или на семейных праздниках. Некоторые из моих работ я стараюсь печатать и показывать им. Не на мониторе, а именно напечатанными на бумаге, так лучше воспринимается. Мои знакомые смотрят на эти фото и говорят “это мило” или “класс”. Но это ведь нельзя назвать критикой.
Это действительно проблема - мне не хватает людей, с которыми я могу обсудить мои работы.
А в интернете удавалось получать критику?
В Чехии есть национальные веб-сервисы, куда ты можешь загружать свои фотографии. Когда я только начинал фотографировать, я был совершенно неуспешен на таких ресурсах (смеется). Мне говорили: “горизонт завален”, “идиот, тут же пересвет” и все в таком духе. После таких споров, конечно, возникает единственное желание - больше никогда, никогда не фотографировать.
Когда смотришь на твои снимки архитектуры, чувствуется насколько сильно тебе интересна эта тема. Кажется, ты изучаешь формы зданий, будто пытаешься их понять.
Я не снимаю здания целиком. Никогда. Вот, например, я заберусь на гору и моей единственной и уникальной целью будет снять это здание целиком. Может это и возможно, но мне совершенно не нужно. Я стараюсь сконцентрироваться на деталях, играть с формой и с тем, что за ней скрыто - с массой.
Вацлав Куваль, из серии "Архитектура"
Похоже, тебе интереснее снимать объекты, чем людей?
Да, это правда. Когда ты хочешь сделать портрет друга, он тебе говорит: “Нет, нет, что ты снимаешь, сфотографируй лучше меня на фоне этого дерева”. Я такие снимки ненавижу, но большинство моих друзей только подобную фотографию и знают. Я очень радуюсь, когда мне удается сделать “настоящий портрет”.
Как ты находишь темы и места для съемок?
Есть замечательный ресурс: hrady.cz. С его помощью ты можешь выбрать любую точку в Чехии и посмотреть, что интересного есть вокруг: памятники архитектуры, замки, кладбища, что угодно. Это хороший способ находить новые идеи и новые места для съемок.
Еврейской темой я заинтересовался потому, что после Холокоста целый класс людей просто исчез. За редким исключением, все синагоги и кладбища оказались заброшенными. Кроме самих евреев, которых здесь не осталось, и каких-то отдельных заинтересованных людей, типа меня, никому до них нет дела. Это очень грустно. Я фотографирую этим места, потому что лет через двадцать или пятьдесят они просто исчезнут.
Расскажи больше о серии “Фрагменты”...
Серия “Фрагменты” вся была сделана в одном месте - на Страговском стадионе. Этот стадион - самый большой в мире (согласно некоторым источникам, он имеет самую большую в мире площадь поля (63 000 м²), а трибуны могут вместить более 220 000 зрителей - прим. FIX). Он просто невероятных размеров. Мы привыкли к гигантомании, но когда ты стоишь на трибуне и не видишь людей на других трибунах, потому что они слишком далеко, ты задумываешься. Сейчас стадион разделен на 5 или 6 футбольных полей для тренировок. Но трибуны заброшены. Периодически начинаются дискуссии о том, что их нужно снести, потому что непонятно, зачем они нужны. Те снимки, которые входят в серию “Фрагменты” - это то, что осталось на трибунах от бомжей и граффитистов.
Вацлав Куваль, из серии "Фрагменты"
Что толкает тебя фотографировать заброшенные места?
Один из главных импульсов - найти такие места, почувствовать атмосферу и, может быть, сохранить их в истории. Это для меня очень важно.
К примеру, на границе, где до и во время Второй Мировой войны жили немцы, есть заброшенные церкви. После войны все немцы ушли в Германию и Австрию, а на их место пришли чехи. Церкви стоят заброшенные, никому до них нет никакого дела. Что, может быть, и хорошо, т.к. эти здания хотя бы никто не трогает. В них чувствуется история, и почти нет граффити. Кое-где еще остались надписи на немецком и разные символы. Сразу ощущаешь, что это не так уж и давно все было. В Праге таких мест нет, они все уничтожены.
Сайт Вацлава Кувала: http://www.flickr.com/photos/vaso80/
С Вацлавом беседовали: Анна Прыткова, Виктор Петренко
Над текстом работали: Елена Лагодина.